Уходящая история. По следам трагедии XX века
13/03/2017 от alexatsevcult
Севастополь никогда не был провинциальным городом. Даже сам факт рождения города уже был значим для страны, да и для всего существовавшего тогда мирового сообщества. На протяжении всей своей истории город был и остаётся активным участником событий, происходивших и происходящих в нашем государстве.
И очень часто он играет ключевую роль в этих событиях. Сказанное в полной мере относится и к периоду революций начала ХХ века и последовавшей за ними Гражданской войны в нашей стране. Именно здесь закончилась, так сказать, европейская часть этой трагедии. Однако, изучая этот период истории, мы почти не видим меток, следов этих событий на городской карте.
Памятными досками, памятниками вождям, названиями улиц, надгробиями над могилами представлена лишь одна, победившая тогда, сторона. Они отражают жизнь и деятельность тех, кто боролся с законной властью. О тех же, кто противостоял беззаконию, придерживался иных взглядов и боролся за иную Россию, в нашем городе практически не осталось следов, не осталось памяти. Практически нет артефактов и в запасниках музеев.
В конце ХХ века, в связи с коренными изменениями в общественном строе, с развалом СССР, положение несколько изменилось. Появилась памятная доска на Графской пристани, посвящённая исходу Русской армии из Крыма, другая доска – на бывшем здании городской тюрьмы, посвящённая Номану Челебиджихану. Совсем недавно заложен первый камень в будущее строительство комплекса, посвящённого исследуемым событиям в районе 5 км Балаклавского шоссе, у дороги на Максимову дачу. Предполагается, что здесь будет и Музей, и храм, сюда можно будет прийти и за сведениями, и для того, чтобы вспомнить, поговорить, о том, как благими намерениями выстилается дорога в ад.
И всё же, по сравнению с той важностью и с тем значением, какие в ходе Гражданской войны играли события в Севастополе, сделано мало.
Вот лишь краткий их перечень:
- роль командующего ЧФ адмирала А.В. Колчака, в начальный период революции 1917 г в России;
- история спасения царской семьи, волею судеб оказавшихся в Крыму в 1918 г;
- роль и значение кораблей Черноморского флота и команд этих кораблей, разделившихся на две непримиримые группировки. В этом разделении как в зеркале отразилась судьба России. Гибель кораблей ЧФ, уничтожение флота;
- роль и значение «национального фактора» в Гражданской войне: противостояние греков и крымских татар, украинский национализм и попытки украинизации Крыма;
- роль и действия легендарного командующего Крымским корпусом русской армии генерала Я. Слащёва, в результате которых Гражданская война на юге России продолжалась ещё почти один год;
- в Севастополе жили и работали крупные деятели Белого движения: А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Я. А. Слащёв, А.П. Кутепов и др. Здесь, среди многих патриотов России, погибших в дни смуты, были похоронены генералы М.Г. Дроздовский и В.З. Май-Маевский, адмирал М.П. Саблин. Их могилы сейчас отсутствуют;
- в Крыму и Севастополе в годы Гражданской войны находились и активно работали видные российские политические деятели, учёные и литераторы, художники, артисты: Владимир Вернадский, Георгий Вернадский, Пётр Милюков, отец Сергий Булгаков, Иван Билибин, Аркадий Аверченко, Гайто Газданов, Владимир Набоков, Иван Шмелёв, Сергей Сергеев-Ценский, Александр Вертинский… Многие из них именно отсюда, из Севастополя навсегда покидали Родину, а увиденное и пережитое здесь стало темой для художественных произведений.
- и ещё – Севастополь, Крым занимали особое место в сердцах и душах императора России Николая Второго, его царственной супруги и его детей. Крым и Севастополь были у этих людей, вероятно, самыми любимыми местами на планете. Не случайно в личных альбомах царской семьи большая часть снимков посвящена нашему городу и Крыму. А в момент отречения от престола в феврале 1917 г единственной просьбой уходящего монарха была просьба предоставить возможность его семье жить в Ливадии.
Итак, есть только территория, на которой происходили значимые для России события. Причины этому известны.
Свято место пусто не бывает, и сегодня существует множество предложений по установке чего-либо, по сносу, переименованию… Особенно активизируется и воспаляется воображение в преддверии юбилейных дат. Звучат пожелания, чтобы мы «не стесняясь», называли бы какие-то улицы и площади именами русских героев и военачальников, сражавшихся против установления власти большевиков в России, чтобы устанавливали памятники на главных площадях города. Звучат и требования убрать и уничтожить часть городских памятников, неугодных по тем или иным причинам активистам.
И да, конечно, будут названы улицы, поставлены памятники. В какой-то мере историческая несправедливость будет преодолена, и память о тех, кто не хотел мириться с уничтожением законной власти в стране, и с оружием или писательским пером в руках отстаивал свои гуманистические идеалы, будет иметь «материальное» подтверждение.
Однако не хотелось бы, чтобы происходило всё это в спешке, или от случая к случаю. Чтобы зависела эта установка от амбиций, желания заработать себе имя и преференции или попытки представить свою деятельность в более гуманном свете. Нельзя забыть и об агрессивном неприятии некоторыми общественными деятелями и организациями чужого, отличного от своего, мнения.
В 2020 году страна и город будут отмечать столетие Исхода Русской армии из Крыма. Понятно, что город будет готовиться к этому событию, и хотелось бы, чтобы подготовка эта шла не стихийно. Понятно, в преддверии юбилея будут выделяться деньги, найдутся и спонсоры, меценаты. Надо чтобы деньги эти пошли бы на пользу городу, его истории и его людям. Хотелось бы, чтобы не случилось так, как происходит у нас очень часто, к сожалению. Чтобы кто-то не решил, что нужно что-то обязательно сделать, истратить появившиеся средства и не «влепил», извиняюсь, куда-нибудь очередную «на живую» сделанную «мемориальную» досочку.
В Севастопольском отделении ВООПИиК появилась идея за пять оставшихся до юбилея лет инициировать создание в городе комплексного памятника, единого ансамбля, посвящённого этим трагическим событиям. Как представляется, начать надо с объявления конкурса на создание такого комплекса из множества мелких объектов и памятных мест, провести его, выбрать победителей, утвердить в заинтересованных инстанциях. И в итоге, средства, которые будут появляться, и энергию энтузиастов направлять на согласованные к строительству объекты.
Это могут быть рельефные памятные обозначения на зданиях, отдельно стоящие объекты, кафе, музеи и др.
Да, и музеи. Мне кажется, весьма вероятно, что, увидев нашу заинтересованность, наши усилия, хранители коллекций за рубежом страны помогут нам в создании экспозиций, в том числе и передадут ценные раритеты.
Вот лишь некоторые места в Севастополе, которые могли бы стать объектами показа и рассказа, а также местами для отдания почестей и памяти:
- Малахов курган, Севастопольская тюрьма – напоминание о событиях декабря 1917 – первых эксцессах и Февральских так называемых «Варфоломеевских ночах»;
- здание бывшей гостиницы Киста – память о А. Колчаке, Я. Слащове, других офицерах, армии и флота, живших здесь в эти дни. Переломные и трагические;
- хутор Отрадный, Максимова дача – места бессудных расстрелов и казней;
- Графская пристань – как тот самый «последний причал», откуда катера навсегда увозили тех, кто принял решение покинуть Родину;
- место цирка Труцци (на нынешней площади Ущакова), где собирали офицеров якобы для регистрации, закончившейся для многих репрессиями и расстрелами. Это были не только крымские офицеры, это со всей России офицеры. Наиболее стойкие, опытные, и вместе с тем, настолько любящие Родину, что рискнули, приняли решение остаться. Потому что не мысли себя без Родины и считали, что жизнь их принадлежит этой Родине;
- вероятно, необходимо принять решение и найти возможность подъёма из-под воды одной из подводных лодок, затопленных англичанами в 1919 году (например ПЛ «СКАТ»). Установка её на берегу может стать памятником героическим русским подводникам Первой мировой и Гражданской войн;
- есть идея и предварительные наработки для создания стилизованного арт-кафе в память о пребывании в нашем городе в годы Гражданской войны писателей, поэтов, артистов: А. Аверченко, В. Вересаева, М. Волошина, О. Мандельштама, С. Сергеев-Ценского, И.Шмелёва, И. Эренбурга, В. Набокова. Одно из предлагаемых названий – «Гнездо перелётных птиц». Такое название имел подвальный театр на Екатерининской улице, который создал в 1919-1920 гг. один из самых знаменитых писателей того времени Аркадий Аверченко.
- возможно, необходим и так называемый кенотаф – «мнимое захоронение» — на Городском кладбище или на Кладбище Коммунаров, на территории 5-го бастиона.
Понятно, что тот комплекс, который задумывается, должен быть создан не одним автором, но в едином стиле, в едином ключе. Он также должен быть узнаваем, восприниматься как цельный организм, как культурный слой в исторической стратиграфии Севастополя. С помощью этих объектов, вех, отметок можно будет путешествовать по городу, создавать экскурсионные маршруты со связным рассказом и показом.
Когда-то после войны для обозначения мемориальных мест было принято решение писать так: «На этом месте стоял дом, где размещалась …» Видимо, подобным образом нужно поступить и сейчас. Вот только делать это не на безликих мраморных досках, а на художественно выполненных рельефных обозначениях, объединённых единым художественным замыслом. Пусть даже разных авторов. Это ещё интереснее – появится дополнительный стимул найти и разглядеть следующий знак, узнать историю, связанную с этим местом.
Значительное количество памятников, касающихся жизни и деятельности революционеров, памятных досок и барельефов, посвящённых революционным событиям в нашем городе, будет важнейшим дополнением к создаваемому мемориальному комплексу. Севастопольское отделение ВООПИиК будет всемерно – и по долгу, и по совести — беречь и охранять эти памятники и памятные места, имеющие своё, законное право на существование.
К сожалению, надо сказать о реалиях, об одном факторе, имеющем место, в нашей стране, и, конечно, в нашем городе. Установка таких знаков, меток, памятников, весьма вероятно, вызовет в том числе и отрицательную реакцию у части нашего населения. Слишком долго — десятилетиями — и слишком умело работала «власть рабочих и крестьян» над душами своих подопечных. Находятся и сейчас люди, и даже молодые люди, спекулирующие на исторической памяти из соображений карьерного роста или иных. И нужна большая работа по просвещению, разъяснению. Даны нам на эту работу не десятилетия, а лишь годы. А без такой ежедневной и кропотливой работы мы не сможем сплотить страну перед испытаниями, которые, как видим, нам предстоят.
Высказанные идеи о конкурсе нашли понимание и поддержку у части депутатов Законодательного собрания и его Председателя. Необходимо разработать условия, определить сроки, объявить о его начале не только здесь, в городе — возможность работать в Севастополе является мечтой многих творческих людей по всему миру.
Ю.В. Падалка
Председатель Севастопольского регионального отделения ВООПИК